01:35 

Наставники, дружба и псевдофилософские размышления

Nirielle-Arfeanor
.Ignis suppositus cineri doloso.

You wonder why you stand
All alone
But maybe you just reap
What you've sown

And suddenly
You find you're in so deep
The more you try in vain
To free yourself again
The deeper you will fall, won't you?


Иногда ты совершенно случайно встречаешь людей, который становятся для тебя учителями, Наставниками. Ты держишься за них, смотришь с тем благоговением, которое, наверное, испытывает только первоклашка на первом своем уроке в школе; ты впитываешь каждое слово, учишься, стараешься понимать, воспринимать и не разочаровывать. Тебе интересно, тебе нужно, тебе жизненно необходимо, и ты тянешься к этим знаниям, к своему Наставнику, идешь за ним следом и старательно впитываешь в себя все то хорошее, что сумело тебя зацепить в первый раз.
Но когда-нибудь — когда-нибудь — обязательно наступает такой момент, когда ты неожиданно оглядываешься и понимаешь — вот оно. Ученик превзошел своего учителя, и теперь впереди ты, а не он. Он дошел до границ своих владений и все стоит там, а ты теперь можешь разглядеть его детально, увидеть не только то, что было достойным и так тщательно впитывалось тобой столь долгое время, но и — да, тот самый барьер. Грань, которую действительно переступить в одиночку непросто, грань, которую ты уже благодаря Наставнику переступил, а вот он — нет.
И если Наставник видит это — а они видят, всегда, если только они вовсе не слепы — и если признает, с достоинством и честью, твое превосходство на данный момент, так как ты эту грань разглядеть можешь, а он, увы, пока нет, и если он находит в себе силы и разум принять твою руку и переступить через эту грань, это делает ему честь. Вот это — по-настоящему сильный человек, тот, с которым ты и дальше рука об руку, плечом к плечу пойдешь, но уже не как ученик с учителем, а на равных. Если же гордыня, самомнение, эгоизм, обида или что-то еще мешают твоему Наставнику это признать и принять твою помощь, твою руку, то он начинает злиться и всячески отторгать истину, закрывать глаза и усиленно жмуриться, огрызаясь и скаля зубы, только бы не признать, что Акелла-то на самом деле промахнулся. И ты смотришь на волком глядящего Наставника и понимаешь — да, теперь ты точно ушел дальше, а бедный Наставник мечется в собственноручно выстроенной клетке диким зверем и так и остается позади. А самое печальное в этой истории то, что ты ничем ему помочь не сможешь — только протяни руку к клетке, в нее тут же вонзятся зубы; попробуй поговорить — тебя не услышать за его собственным рыком. Каким бы стойким и терпеливым ты ни был, отдавать себя на съедение заживо все же неприятно...
Увы, все это очень грустно. А ведь ты никогда не забываешь своих Наставников. Если они действительно многое для тебя значили и многое тебе подарили, тебе не столь важны будут их недостатки, сколь важен сам человек. Мы ведь уважаем и любим не за что-то, верно? Мы любим просто так. И я сейчас не про любовь к человеку как к аманту, а про любовь к человеку как к именно наставнику, другу, брату.
И сколько бы ни рычали тебе вслед, ты будешь идти дальше, но все время оглядываться и тосковать по своему Наставнику. Потому что такие люди — они делают твою жизнь, они — часть тебя, очень важная и часто сокровенная. Оставлять ее позади, насильно — как разрываться самому.
А когда-нибудь, быть может, ты и сам станешь для кого-то Наставником, и тебе повезет, если твой ученик когда-нибудь так же протянет тебе руку и вытянет из твоей клетки. Это — благодарность, это честь и везение.
Я никогда не забываю своих Наставников, в прямом и в переносном смысле слова. Я возвращаюсь к тем людям, которые многому меня научили, вне зависимости от того, нужна я им или нет. Я возвращаюсь к учителям музыки, к каждому из них, на каждый праздник, принося с собой небольшой букет и коробку шоколадных; возвращаюсь к стародавним друзьям, время от времени обновляя и поддерживая связь, помогая по мере сил. Просто для того, чтобы показать, что они не забыты, что небезразличны и никогда не станут безразличными для меня. Возможно, им больше нечему меня научить, но это уже не столь важно — отношения ведь не строятся исключительно на потреблении, вовсе нет. Просто тебе когда-то великодушно предоставили возможность быть рядом и брать что-то для себя, и ты этим пользовался, пока мог. Теперь — это отношения другого уровня, не учитель-ученик, но друг-друг, равные и оттого не менее прекрасные.
Если бы только все Наставники хотели видеть рядом с собой не только учеников на много уровней ниже, но равных себе; если бы только все могли переступить эту грань...

...a thousand times I've lent
A helping hand
I'm not asking for a thanks
Don't misunderstand
But you're hiding from the truth
If you think that you don't need a friend, aren't you?



@темы: мысли вслух карандашом, самоподкоп

URL
   

.Tibi et igni.

главная